• Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Боевое самбо
    Боевая система подготовки "СКАД"
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
  • Клуб восточных единоборств
    для взрослых и детей
    г. Видное
Программы
Аренда помещения
По субботам и воскресеньям
Школа фокусников
Школа Иллюзионного Искусства для детей и взрослых
Готовим профессиональных артистов, которые смогут выступать на сцене и разбираться в фокусах на профессиональном уровне.

Виды обучения: индивидуальные занятия и мастер классы
Мир каратэ
открытие спортклуба в Видном
Новости мира каратэ
Каратэ ЦШК
История русского каратэ и Центральной Школы Каратэ (ЦШК)
история каратэ в России

 

Почитать о каратэ

Боевые Искусства – Путь самовыражения и трансформации себя (часть 4, Есть ли он, "свой" комплекс/ката)

В.Рыбкин. Когда я наблюдаю за тобой и вижу, как ты делаешь пластичные переходы, перемещаешься с одной ноги на другую.. Ты делаешь определенные движения или просто, что хочется в данный момент, что в голову взбредет? Есть определенный комплекс или нет?

Как я рассказывал ранее, я делаю только то, что просит тело, туда, куда его двигает энергия. Но ты подметил ещё один важный нюанс – перемещения. Вольно или невольно мы затронули ещё один интересный момент – манеру, способ передвигаться в жизни и в бою – как говорят "движок".. Расскажу немного подробнее.

Энергия, которая протекая внутри, "подсказывает" телу, как и куда ему двинуться. Но есть один интересный феномен – она (энергия) просит тело "переливаться" с ноги с ногу. Проще говоря – переступать. И, кстати, видимо, поэтому распределение веса равномерно на две ноги в бою и во время исполнения форм во внутренних китайских боевых искусствах не зря называлось "ошибкой двойного веса". То есть правильно, когда вес перетекает с одной ноги на другую, а не "загружает" обе ноги. Поэтому современный боксёрский и, увы, каратистский челнок – чисто спортивное действие. Вспоминая, что исконные БИ - это круговой бой (одновременно!) с несколькими противниками, становится понятно, что челнок в таких условиях – самоубийство. Отразить одновременную атаку 2-3 ударами мелко прыгая не получится. А сложнокоординированным слитным движением тела – можно. При определённом уровне мастерства, конечно... Поэтому в БИ надо учиться ходить! Ходить мягко и очень быстро, управляя распределением веса в каждом шаге. Причём скорость ходьбы развивается тоже отнюдь не скакалкой, а другими практиками. Причём очень медленными! Крайняя быстрота рождается из крайней медленности. Ещё один парадокс боевых искусств... И боевая ходьба – "движок" стиля – тоже отдельная и серьёзная область проработки в традиционных боевых искусствах. Прыжки, безусловно, допускаются, но только осмысленно, в качестве конкретного боевого приёма. Постоянная "скачка", энергетически выматывающая скачущего и препятствующая "укоренению" стоп, в БИ отвергается...

Кстати, об укоренении. Тоже энергетический феномен и тоже развивается специальной практикой – "чжан чжуан", "свая", "столб", "дерево". Многие о ней тоже, наверно, слышали. Но немногие, наверно, "достоялись" до нужного результата. Очень важная практика для освобождения тела от зажимов и укрепления постуральных мышц, позволяющих сохранять "структурность тела" в статике и динамике, включая поединок.

Одним из "волшебных" эффектов чжан чжуан как раз и является свойство "прилипания" стопы к поверхности за миллисекунду при соприкосновении с поверхностью. Энергетически врастать. Это делает в разы устойчивей любую стойку, в том числе и на одной ноге. Прикладная ценность этого эффекта, думаю, понятна. Боец значительно устойчивей и в ударах, и в перемещениях. Повалить его также труднее...

Кстати, наверно, многие знают, что один из грандмастеров "самого боевого" каратэ современности – кёкусинкай – Хацуо Рояма много лет практиковал сам и внедрял в тренировки учеников "столбовое стояние" и других практик и-цюань...

О своём опыте чжан чжуан могу сказать, что лет 15 назад я практиковал его 4-5 раз в неделю в течение нескольких лет и стоял иногда по часу и более. Эффект укоренения остаётся в стопах до сих пор. При обычной ходьбе чувствуешь каждый шаг, особенности поверхности и положение стопы. Подсознательно.

Поэтому, возвращаясь немного назад, по моему мнению, челнок – чисто спортивное изобретение, не имеющее большой ценности для традиционных БИ и пригоден только для спортивного ЕДИНОборства без оружия.

Вернусь к твоему вопросу, заученные движения я делаю или нет.

Слушание только себя, своего тела – и есть главная из причин, почему я не вижу смысла учить какие-либо новые формальные комплексы или повторять старые. Тело не хочет их просто делать, оно им противится. Оно само иногда хочет выбросить какую-то концентрацию из себя, взорваться.. И это будет предельно "по-настоящему", совсем не в каком-то формальном книжном варианте. Какие-то движения, которые просит сделать тело, можно даже найти в каких-то формальных комплексах. Причина опять всё та же: их создатель – некий Мастер - тоже делал их "от тела". Движимый изнутри. А ученики, не постигшие внутренней сути, повторяли внешние движения и учили так делать своих последователей. А те – своих. То есть пытались изобразить чужую технику и чужое состояние.

Если слушаешь себя - то ты создаёшь свои личные ката, свои личные таолу..

Иногда тебе хочется быть плавным, например, как в Тайцзи-цюань. Делать волнообразные движения руками. Одна над другой. Но это так тело тебе само показывает, что вот так оно хочет это сделать, А кто-то, знакомый с формальными комплексами, скажет: "Это из комплекса такого-то, а движение называется "вытягивание нити". Да все равно, как это называется. Тело делает само. Вот этот энергетический кокон, который если ты из лежачего положения поднял и сохранил. Он тебе ненавязчиво диктует, куда и как двигаться. Ты течёшь, перетекаешь... Расширяясь, ты достигаешь какой-то границы расширения, ты энергетически понимаешь, что все, пора переходить в другую крайность. Конкретного ничего нет. Формы нет... Просто идешь от себя и энергетически чувствуешь, что делать.

Не знаю, почему вспомнил, но, кстати, тайминг (то самое идеальное мгновение для удара) - это тоже энергетическая вещь. Точно в тот момент, в который нужно двинуться (он возникает за сотую долю секунды) движение начинается само, ты не понимаешь вообще, что делаешь. Это энергия, как говорят ЦИ или КИ, она тебе как бы подсказала: "Немедленно атакуй, потому что я увидела незащищенный энергетический пробел вот здесь". Мастер с развитой энергетикой именно поэтому идеален в тайминге. И когда в средние века два Мастера сходились в поединке, то бывало, что не двигались подолгу и не начинали бой. Почему? Потому, что не видели слабого (незащищённого) места друг в друге. И энергия "молчала", не видя изъяна в коконе соперника. Почему, например, Мастера нашей Школы Володю Дюкова многим соперникам просто "не хотелось" иногда атаковать? Всё потому же - по его стойке и энергетическому наполнению он совершенен. Он везде энергетически защищен. Менее продвинутые адепты в спарринге часто неосознанно создают не защищенные энергетически "окна" или "дыры", в которые ты можешь спокойно вложить свою энергию с ударом. И это будет эффективно. А не просто "кость в кость", как часто наблюдаешь на соревнованиях. Зачем "просто" абы куда ударять? В "область головы")... Там скорее всего защищено и смысла никакого нет...

Чем отличаются бои людей, получивших "понимание" и "спортсменов"? Спортсмены в основном либо фехтуют на очки, либо незамысловато бьются "кость в кость". Мастер бьет реже, но в нужный момент, точнее и тяжелее. И наносит урон, пробивает... Потому что, повторюсь, это энергетическое "ощущение момента" и другой эффект.

Также уровень постижения боя, мастерство можно, на мой взгляд, оценить по амплитуде движений и собранности стойки: у новичков они размашистые и длинные, у опытных – компактные и короткие...

Еще можно сказать, что любой бой технически и энергетически – это сжатие-расширение, это вперёд-назад, усиление-ослабление... Мастерство – работать на границе этих пульсаций… Граница в момент перехода черного в белое в знаке Инь-Ян. Развивается, развивается, развивается - потом должно уменьшиться, уйти в ноль, затем опять развитие. В Тайцзи, например, именно это один из базовых принципов: сжатие и расширение...

В Рыбкин. Я заметил последнее время, что чаще появляется какая-то усталость. Раньше такого не было. Сейчас поработаешь в схватке и чувствуешь усталость достаточно быстро. Хочется отдышаться. Вчера работал в спарринге, вроде так легко чувствовал себя. Бой легко вел, удары хорошо проходили, но это становится реже. Возраст, наверное, уже давит.

Володя, прости, но отвечу, опять начав с критики "традиционных" спаррингов – по 10 или 20 минут. Мы что, готовимся в своём возрасте уже с кем-то соревноваться? Завоёвывать кубки и грамоты? Выигрывать по очкам? )) Думаю, нет. Наиболее вероятная здравая цель – быть до какой-то степени способным постоять за себя и защитить кого-то. Из опыта (своего и чужого) в реальности такие ситуации длятся секунды или десятки секунд. Исходя из этого – не надо тренировать способность "обмениваться" ударами, надо тренировать такие технические действия и удары, которые кратчайшим (ключевое слово) путём ведут к решению "вопроса". Поэтому "правильный" спарринг – это череда коротких стычек до выявления в каждой из них явного проигравшего. Таково моё мнение о полезном спарринговании. Тогда и расход сил и усталость будут полезными, а не фитнесом или просто тратой энергии... А "продышаться" для здоровья можно и более эффективными способами: специальным дыханием, плаванием и так далее.

В. Рыбкин. Можешь поделиться мнением о том, какие спарринги полезны? Как лучше отрабатывать удары, в спарринге или на снарядах?

Повторю не в первый раз свою аксиому: боевые искусства в моём понимании они на то и названы боевыми, чтобы выражаться (творить искусство) через бой. Да, конечно, есть учебные бои. Но всё равно они должны имитировать настоящий бой и готовить к нему. А не превращаться в "отдельный вид" физической активности.. А раз учебный бой (спарринг) предназначен для подготовки к реальному бою, то он должен его и напоминать. Если реальная стычка в рукопашном противостоянии длится от пары секунд до пары десятков секунд, то и учебный бой должен быть разбит на такие ограниченные по времени микросхватки. Которые затем, надо разбирать (в идеале вообще по видео) и корректировать отдельные действия или даже привычные положения конечностей участников при выявлении ошибок.. В связи с вышесказанным, я не сторонник "спортивного" подхода к БИ вообще и к "спортивным" спаррингам по 30 минут, в частности. В жизни тебе иппон или вазари никто не даст, там надо наповал бить и бить неотразимо. Если, конечно, по-другому никак ситуацию не решить..

Кстати, обращу внимание, что осознанно применил слово "неотразимо", так как считаю важным объяснить своё понимание, что оно значит. В БИ неотразимым могут стать два вида ударов: неожиданный и очень быстрый, молниеносный. Так вот, нанести энергетически полный, "тяжёлый" удар молниеносно не получится. Такой удар должен быть неожиданным для врага в силу либо предшествующих ему подготовительных обманных действий, либо скрытым в самой структуре тела ударяющего. Многие каратэки и представители иных "ударных" стилей излишне уповают на развитие своих скоростных качеств в надежде опережать защитные рефлексы оппонента. Увы, природные защитные инстинкты человека работают безупречнее, чем наработанные искусственно атакующие действия. Конечно, есть уникумы, которые в молодом возрасте поражают сверхскоростью, но останется ли она после 45, например? Есть большие сомнения. Да и не несёт скоростной бросок кулака той опасности, которая таится в "тяжелом" ударе...

Отрабатывать удары нужно на специальных девайсах (приспособлениях). Мешочки с песком, висящее бревно и другие. Отдельно под каждую задачу-цель: шея, живот, бедро и т.д. Если просто "работать" по грушам, да ещё в перчатках – это неплохой фитнес и иллюзия "постановки" удара. Не более того. Ломающий кости удар (причём даже стоя на одной ноге) ставится комплексной тренировкой координации мышц, укреплением нужных связок и сухожилий и осмысленным битьём специальных приспособлений... И по товарищам. Чтобы они комментировали ощущения...

Также важным считаю сказать, что нокаутирующий удар – феномен энергетический и типовой физподготовкой не достигается. И передачей "волны от земли" - тоже. Например, в профессиональном боксе сотни мастеров, но нокаутёров – единицы. Почему? Не из-за их особой атлетичности – просто повезло с "батарейкой", почувствовали немного тело.. – вот и падают их соперники.

Далее наработанные на приспособлениях удары должны опробоваться в медленном (ключевое слово) спарринге с "правильным" (второе ключевое слово) партнёром. Медленном – в прямом смысле, раз в 10 медленнее скоростного. Появляется время на "подумать" и сделать выводы.. Правильным (партнёром) – это терпеливым, не азартным, открытым к обучению.. Ибо большинство тренирующихся начинает в спарринге доказывать себе и партнёру свои хорошие кондиции. Эго "рулит".. А жаль! Толку от такого соревновательного (вместо поучительного ) спарринга – минимум...

В Рыбкин. А вот настоящий бой как вести? Как быть готовым к нему? И как победить?

Говоря про настоящий бой, наверно, самое время выразить признательность и поблагодарить Создателя, который свёл меня и нескольких других Мастеров Школы с реальным (да таким, что реальнее не бывает) Воином и Мастером жизни - ветераном элитного спецназа Артуром М. Ох, каким неумелым и беспомощным я осознал себя после тренировок с ним! Филигранное владение борьбой, холодным и огнестрельным оружием, тактика и стратегия настоящего боя... - всего не передать, что знает и умеет этот человек, с которым мне посчастливилось общаться и заниматься...

Эффективность в любом движении, практически каждый удар "наповал", в борьбе перетекание одного приёма в другой до результата и т.д. и т.п. – словами это не передать. Воинские навыки высшего уровня... Я бесконечно рад тому, что имею редкую возможность учиться чему-то настоящему у одного из таких "штучных" людей и соприкасаться с их Мудростью...

Отвечая на вопрос, скажу, что "настоящий бой" в моём понимании – бой с реальным риском увечий или смерти.. И в обычном состоянии ума и тела этот бой вряд ли выиграть... Как тело готовить, мы вроде поговорили). Что до ума – это отдельная работа и одновременно созревание духа, то есть Личности в целом...

Настоящий Мастер ведёт настоящий бой в особом трансово-энергетическом состоянии, в котором Эго-Личность отходит на второй план, а тело управляется как-бы кем-то со стороны. Но в действительности – это тоже часть нашей личности – Трансцендент...

Такое состояние самураи называли "мусин" или не-ум. В таком состоянии тело двигается предельно эффективно (при условии нужных кондиций, конечно), руководствуясь только "боевыми инстинктами". Без оценок, интерпретаций.. Оно может выдавать удивительно сложные по координации движения и коленца. Как в танце. Только танце особенном, боевом. Отсюда, кстати, и гопак "боевой" и ещё куча подобных "танцев". Сейчас уже, к сожалению, в большинстве своём выхолощенных из-за внешнего ( и потому бессмысленного) повторения движений, которые рождались внутри какого-то Мастера… Поэтому сегодня и смеются над "боевыми" танцам непонимающие. А этот танец ведь часто предварял гибель или увечье .. Тут не до смеха...

Как победить? А что такое "победа"? "Ну как что?": скажут многие: "Вот они, враги. Все они лежат (или отползают).."

А это победа была над кем или чем? Ради чего? Есть более-менее высокая цель этой победы? Или просто "доказать" что-то? Себе или кому-то, часто такому же нормальному (только на время поддавшемуся внушениям Эго), соотечественнику...

Побеждать надо себя. Свои слабости. Как говорят в Православии, которое я исповедую, в первую очередь побеждать надо своего внутреннего, "ветхого человека", а не других...

В. Рыбкин. А вот базовая техника, ката, насколько важно практиковать их?

В процессе нашего разговора я уже касался этого вопроса, но готов вернуться к нему ещё раз). "Базовая техника", по моему мнению, она и есть в прямом смысле - базовая. После достижения определённого уровня нужно развивать личную технику, самовыражаться. В идеале – создавать свою личную технику... Сыграть свою "энергетическую мелодию", проявленную в движении, боевом танце...

Учить и с полной силой исполнять в больших количествах формальные комплексы даже с точки зрения физиологии может оказаться неполезно – тысячи яростных ударов в воздух вовсе не сделают их сокрушительнее, а вот микротравмы в связочном аппарате обеспечат легко...

Моё заключение (да простят меня Мастера Школы) - большого смысла в практике длинных формальных (и тем более, "чужих", то есть созданных другим человеком) техник - нет...

Изначальный смысл ката – передать технику и особенности реального боя отдельной Школы или Мастера через поколения – увы, потерян и исчез… Да ещё есть интересные, как мне кажется, наблюдения о ката. Некоторые стойки и движения в классических ката имеют явно "энергетическую" природу. Ну, например, неко аси дати (дачи): 100% эта стойка "родилась" из тела какого-то Мастера, ибо для простого человека она не удобна. Но, когда в тебе работает энергия и ты цельный телесно, эта стойка получается "сама по себе" при развороте или другом движении, без необходимости управления телом... Кстати, напомню про абсолютную естественность "одноногого движка" с энергетической точки зрения... Увы, большинство адептов, конечно, делают одноногие стойки сугубо внешне, не чувствуя внутреннего движка, усиленно дёргают бёдрами и пытаются встать красиво... Эта "искусственность" вызывает сожаление.

В Рыбкин. Что ты посоветовал бы занимающимся каратэ и другими видами БИ в наши дни?

Как только задумался об ответе, быстро понял, что это не самый простой вопрос, оказывается. Мотивы сегодняшних занимающихся (я не беру ветеранов, конечно) сильно отличаются от целей, которые 30-40 лет назад люди хотели достичь приходя в каратэ. Сегодня не нужно идти в додзё, если вы хотите стать более защищённым с "бытовой" точки зрения, приобрести навыки самообороны. Сейчас другие времена и есть другие инструменты защиты...

Для нынешних адептов каратэ и других "единоборств" очень важно не питать иллюзий по поводу своей подготовки в части самообороны... Даже времена рождения Школы радикально отличались от нынешних... У сегодняшнего населения (имеется в виду парамилитарная его часть, готовая и склонная к схваткам с кем-то за что-то) не было на руках столько травматов, шокеров и прочих современных гаджетов. Включая, кстати, сотовый телефон, на который легко заснять, как вы лихо и профессионально (значит, тренировались, готовились!) бьёте ногой или рукой живого человека. Самооборона в 70х-80х годах прошлого века и хорошие навыки самообороны сегодня – две большие разницы. Это важно понимать и если уж готовиться к ней – то с ясным пониманием (тем самым ОСОЗНАНИЕМ) для чего, к чему и почему вы готовитесь.. И, конечно, помнить, что один, даже случайно получившийся, Ваш удар в рядовой конфликтной ситуации на дороге может изменить жизнь сразу десятка человек: Вашу, Ваших близких и "оппонента", с которым Ваше Эго позвало Вас отстоять своё мифическое "реноме"...

Поэтому, прежде всего – поймите, зачем вам это (БИ) нужно? Для чего? Что вы хотите получить в результате? Без иллюзий...

И если вы всё-таки найдете какой-то смысл заниматься каратэ сегодня – тогда уж тренируйтесь не жалея себя. И обязательно у хорошего Мастера. Например, такого как Роман Петрович Стёпин...

В Рыбкин. Да, интересный получился разговор. Может у тебя есть, что сказать напоследок?

Конечно. Хочу ещё раз подчеркнуть, что высказывал в беседе сугубо личное мнение и соглашаться с ним или нет – безусловное право читателей. В любом случае я абсолютно искренне уважаю всех и каждого, кто ищет свой Путь...

Вот такие у меня мысли о Боевых Искусства и Пути...



Константин Сидоров,
Специально для книги "Центральная школа каратэ", том 3
Москва, 2020

 Каратэ и будо: как совместить практику спортивного каратэ и жизненного пути каратэ